Ручка gain на пульте, мифы и реальность сценической практики

Частая ситуация на концерте в небольшом клубе. У музыканта на сцене "заводится" микрофон, и музыкант просит звукооператора "прикрутите ручку чувствительности (gain) на пульте, тогда микрофон перестанет ловить заводку, а потом ручкой громкости сделайте погромче − все и будет хорошо". Совет этот бесполезный, таким способом заводку победить ещё никому не удавалось, но он демонстрирует характерное заблуждение многих − будто чувствительность микрофона к тихим звукам (а технически сигнал, поимка которого на сцене ведет к "заводке", является тихим) можно регулировать. Что до обратной связи, то, не вдаваясь в подробности, бороться с ней можно физически (придвинуть микрофон ближе к источнику сигнала, заслонить его экраном от мониторных колонок, сделать звук мониторов потише), аппаратно (эквалайзером подавить частоту, на которой преимущественно возникает петля обратной связи), и организационно − сменить микрофон на другой, обладающий меньшей чувствительностью к тихим звукам.

Что это такое − чувствительность к тихим звукам? Это значит, что два разных микрофона, поставленные рядом, можно настроить так, что они с одинаковой громкостью будут воспроизводить громкие звуки, попадающие в них, но громкость тихих (доносящихся издалека) звуков они будут передавать по-разному. Вот например. Я ещё помню старые проводные телефоны с угольным капсюлем в трубке. Говорить в них можно было, только поднеся трубку прямо ко рту. Немного утрируя, можно сказать, что фраза, произнесенная "мимо трубки", этими микрофонами не ловилась. С появлением нового поколения телефонов с электретным капсюлем (а он одинаково громко воспроизводит голос человека, держащего трубку около рта, и лай собаки, доносящийся из окна), привычку говорить мимо трубки многим пришлось пересмотреть. Дело в том, что старые и новые микрофоны в телефонах имели совершенно разную чувствительность.
Чувствительность микрофона является его неизменяемым свойством. Лучше всего она описывается посредством построения графика чувствительности, так называемой динамической кривой. Это график, где по оси X откладывается громкость звука, а по оси Y − сила сигнала, генерируемого микрофоном, на который этот звук воздействует. Для идеального микрофона этот график является диагональным лучом − нет звука, нет сигнала микрофона, тихий звук − слабый сигнал, звук в N раз громче − во столько же раз сильнее и сигнал, и так для любой громкости звука, которую можно себе представить. Но идеальных микрофонов не существует. Сверху любой микрофон ограничен самым громким звуком, который он может зарегистрировать без искажений. Чувствительным элементом микрофона является эластичная мембрана, а эластичность любой мембраны ограничена. Слишком сильный звук либо порвет мембрану, либо не сможет растянуть её ещё сильнее, чем она уже прогнулась. Снизу ограничения определяются массой мембраны. Очень слабые колебания воздуха фактически не могут сдвинуть мембрану с места, то есть существуют такие тихие звуки, которых этот микрофон вообще "не слышит". Любой микрофон адекватно воспроизводит звуки, лежащие в каком-то диапазоне громкости − от настолько тихих до настолько громких. У одних микрофонов этот диапазон шире, а у других уже. Причем не обязательно слишком широкий динамический диапазон является безусловным плюсом. Для подзвучки происходящего на сцене часто удобнее использовать "туговатые на ухо" микрофоны − слишком чувствительные, улавливая сигнал, идущий из мониторных колонок, будут создавать петли обратной связи, или транслировать в зал переговоры музыкантов между собой, часто совершенно не интересные слушателям.
Совсем другое дело − съём звука, не сопряженный с непосредственной его трансляцией в этом же помещении. При записи концертов "с воздуха", или при работе в студии, часто желательно использовать микрофоны, способные зарегистрировать самые тихие составляющие звука. Хотя порой при записи негромко звучащего инструмента приходится поставить менее чувствительный микрофон, который не будет выводить на передний план шорох одежды и дыхание исполнителя. Конечно, здесь, как и везде, всё приходится решать применительно к ситуации.
Чувствительность микрофона (к тихим звукам) в значительной степени определяется его конструкцией. Динамические микрофоны, в которых мембрана утяжелена катушкой тонкого провода, являющейся источником тока, создаваемого микрофоном, по определению не могут быть такими чуткими, как конденсаторные, в которых чувствительным элементом является металлизированная мембрана, которую можно сделать чрезвычайно легкой. Предельно упрощая, можно сказать, что динамические микрофоны с низкой чувствительностью хороши для подзвучки концертов, а конденсаторные − для записи, не связанной с непосредственной подзвучкой, применительно к нашей практике - для студийной записи. 
Кстати, ещё один момент, связанный с использованием чувствительных конденсаторных микрофонов. Они прекрасно передают нюансы звучания голоса и музыкальных инструментов, чутко улавливая самые тихие призвуки и обертона. Но одновременно, чем более тихие звуки способен улавливать микрофон, тем отчетливее он передает акустическую атмосферу помещения, в котором происходит запись − проникающие снаружи звуки и, что самое важное, отражения от стен помещения. Если помещение, где идет запись, звучит некрасиво, такой микрофон это только подчеркнет. Поэтому очень чувствительные микрофоны стоит применять либо в залах, звук которых стоит того, чтобы его записывать, либо в специально заглушенных студийных комнатах, где отражения звука от стен по возможности сведены к минимуму.

идеальный микрофон 

динамический микрофон

конденсаторный микрофон