Тэги аудиофайлов как преемники конвертов винила.

Первые аудионосители и их оформление.

История производства граммофонных пластинок - первых массово издаваемых носителей звука - начинается с последнего десятилетия XIX века. Грампластинки поступали в продажу в конвертах, которые одновременно и предохраняли ранимую поверхность диска от царапин, и служили для размещения сопутствующей и рекламной информации. Крупный размер конвертов (квадраты со стороной от 180 до 305 мм) настоятельно требовал красивого заполнения. Возникла культура оформления конвертов, к конвертам добавились буклеты - квадратные тетради, вкладывающиеся в конверт. В буклете можно было разместить фотографии исполнителей, сопроводительную информацию о публикуемой записи, и тексты песен, записанных на пластинке. Особенно актуально последнее стало после создания в середине XX века долгоиграющих пластинок - теперь на пластинке помещалось гораздо больше, чем по одной песне на сторону, и размещать тексты просто на конверте стало затруднительно.

На рубеже веков.

Возникший стандарт оформления грампластинок был унаследован компакт-дисками. Компакт-диск меньше, чем грампластинка, но соответствие формы (конверт CD - квадрат со стороной 120 мм) позволило фактически перенести наработанные клише на новый носитель. На рубеже текущего века прямолинейность мышления заставляла предполагать, что на смену аудио CD придет новый формат - часто назывался так и не получивший в реальности распространения формат супер-аудио CD, позволяющий воспроизводить звук, записанный с качеством, значительно превосходящим качество аудио CD. Но в XXI веке распространение портативных аудиоплееров и доступность музыки в интернете привели к тому, что скачивание аудиофайлов стало основным каналом приобретения музыки для многих людей на Земле. В очередной раз люди проголосовали кошельком и сердцем не за высочайшее доступное качество любой ценой, а за удобство при хорошем качестве. Качество и вправду неплохое, и пострадал при этом в первую очередь вовсе не звук. Исчез конверт, служивший удобной зрительной привязкой сознания слушателя к музыке. А ведь 80% всей информации о мире мы получаем с помощью глаз. Сканы обложек дисков, вкладываемые при распространении в папку с файлами, редко просматриваются слушателями. Тенденция современного рынка музыки такова, что слушатели больше обращают внимание на конкретные треки, чем на объединяющий их альбом. В этой связи особенно важной становится информация о музыкантах, привязанная к треку.

Обложка, перешедшая в электронный вид. Какая информация содержится в современных mp3 файлах?

Забавно, но на самом деле сжатые форматы хранения музыки, а это в первую очередь .mp3 и .flac, сконструированы так, чтобы в них можно было разместить довольно много информации о проигрываемой музыке. Помимо собственно звука, эти файлы содержат также поля тэгов, в которых традиционно записывается название композиции, имя автора и год издания. Это упрощает поиск музыкального произведения. Однако в полях тэгов можно разместить значительно больше. Там можно поместить изображение - по одному изображению на файл. Это чудесная возможность разместить фотографии из буклета, но ей редко пользуются. Как правило, все треки одного альбома снабжены одной и той же картинкой. Кроме того, в тэгах можно записать текст песни и комментарии к ней, и, в отличие от вложенных в папку с музыкой рисунков, содержимое тегов не рискует потеряться при копировании. Жалко, что эти возмоности не используются на полную катушку.

Музыканты! Попробуйте полнее использовать теги, и слушатель будет вам благодарен.