Запись "Live" или последовательным наложением?

Собираясь записаться на студии, музыкальный коллектив часто решает для себя вопрос: записываться ли "вживую", всем одновременно ("live"), или последовательно - сперва один музыкант, потом другой, и так далее. Иногда даже вопрос о таком выборе не встает. К примеру, никто не станет записывать наложением хороший хор или скрипичный дуэт. Но порой решить бывает трудно. Считается, и не зря, что одновременная запись может лучше передать живое звучание музыки. К тому же на запись потратится значительно меньше времени. Почему же в студийной практике так распространена запись наложением? Давайте рассмотрим плюсы и минусы обоих подходов.

Запись всех музыкантов одновременно.

Преимущества: Одновременная запись особенно хороша для сыгранного традиционного коллектива. Она позволяет уловить и сохранить "дыхание" ансамбля, особый шарм, возникающий, когда слаженность совместного исполнения превращает музицирование в священнодействие. Не стоит и пытаться записать наложениями симфонический или джазовый оркестр - и не только потому, что последовательная запись большого коллектива может растянуться на очень долгое время. Просто такие коллективы предназначены для живого исполнения, и именно его имеет смысл сохранять.
Недостатки: Все минусы недостаточно сыгранного коллектива живая запись только подчеркнет. Неопытные музыканты скорее мешают друг другу, чем помогают. Ошибка каждого сбивает всех, а многократно повторять исполнение, дожидаясь, пока все сыграют успешно, не следует - исполнители устают, и играют с каждым разом хуже.
Технический момент: Для одновременной записи большого коллектива требуется либо студия с отдельным звукоизолированным пространством для каждого музыканта, а такие условия могут предоставить только очень большие студии, либо, если запись идет в едином акустическом пространстве, во время исполнения записываемого опуса все музыканты должны играть без ошибок. Чем больше исполнителей, и чем менее они опытны, тем труднее этого добиться.

Запись наложением.

Преимущества: Опытным музыкантам запись наложениями даёт возможность сыграть больше, чем это возможно во время живого исполнения. Представьте себе мультиинструменталиста, для которого это - единственная возможность, используя последовательно разные инструменты, озвучить придуманную музыку. Менее опытным музыкантам запись наложением позволяет, если они ошибутся, переиграть трудное место, не заставляя товарищей повторять вместе с ними. "Не заставляя товарищей переигрывать" - существенный момент. Фактически, запись наложением позволяет музыкальному коллективу записать то, что он не способен сыграть вживую. Да и с организационной стороны удобно, если приглашенный музыкант может сам подстраиваться к уже записанной композиции, солисты записываются в удобное для себя время, не дожидаясь дня, свободного у всех участников коллектива.
Недостатки: Основной недостаток является оборотной стороной преимуществ. Возникает соблазн приступить к записи, не продумав все нюансы исполнения заранее, и без жесткого продюсерского контроля. А это чревато тем, что музыкант, записывающийся первым, оказывается ограничен в личной творческой свободе только метрономом и своим пониманием акцентировки (а в тяжелых случаях и аранжировки). Каждый следующий вынужден вписываться в оставленное уже записавшимися ритмическое (а то и аранжировочное) пространство, в то время как при живом исполнении все делят поровну свободу трактовать ритмические нюансы музыки (а именно они и создают её настрой). Что это значит? Первыми в эстрадных коллективах часто записывается ритм-секция: ударные и бас. Попадая в метроном на основные доли, ударник может на своё усмотрение смещать слабые доли относительно ритмической сетки. Но создаваемый им грув (ритмическое напряжение, вызванное смещением долей внутри такта) может не соответствовать замыслу ритм-гитариста, и тот вынужден подстраиваться под неудобную для него трактовку ритма, играя в итоге не совсем так, как привык на репетициях. Следующий музыкант, исполняющий подкладочные партии, может решить заполнить своим инструментом время, отведенное под соло - то есть по-своему трактовать аранжировку композиции. При этом его импровизация может не полностью соответствовать сольной партии. Солисты записываются обычно последними, и им приходится вписываться в результат даже не компромисса - а вынужденной подстройки записывающихся позднее под предшественников - и без обратной связи между ними. Втиснуться в это прокрустово ложе бывает непросто, а результат может оказаться неудовлетворительным.
Часто применяется следующий способ - под метроном записывается весь коллектив, а затем под получившийся эскиз пишутся последовательно все инструменты, после чего первичная запись удаляется из проекта. Но это лекарство едва ли сильно лучше болезни - при подобном подходе изначально отбрасывается основное достоинство метода последовательных наложений - возможность экспериментировать по ходу записи, создавая на студии звучание, невозможное в концертных условиях. К тому же ритмические отклонения записанного эскиза от метронома будут мешать работе. Скорее, такой эскиз стоит использовать как фискальный документ, определяющий, что именно должен сыграть каждый участник группы.

Как избежать этих неприятностей и использовать огромный потенциал, заложенный в методе последовательной записи?
Основные советы не оригинальны:

  • тщательно репетировать совместное исполнение перед записью, с тем, чтобы приходить на запись, детально представляя себе записываемый материал. 
  • желательно присутствие хотя бы нескольких музыкантов из группы при записи ритм-секции (в данном случае это не обязательно ударные и бас. Если эти инструменты отсутствуют в ансамбле, все равно, как правило, существует один или несколько инструментов, задающие структуру и ритм композиции).
  • если у группы нет саунд-продюсера (в наших условиях, как правило, его нет) - стоит делегировать его полномочия одному из участников группы.